рзм гибриды -1OGISTIC.RUToyota Prius – автомобиль, пользующийся большим спросом за экономичный расход топлива. Однако его электромотор и батарея имеют в своем составе ряд редких металлов, малоизвестный класс элементов, также использующихся при производстве ряда технических устройств. Это грозит корпорации Toyota, лидеру на рынке гибридных автомобилей, сильным дефицитом в снабжении, так как Китай, главный мировой добытчик редких элементов, ограничивает экспорт в то время, как глобальный спрос все увеличивается
Согласно ожиданиям, мировой спрос на редкие металлы, включающие 15 наименований в таблице химических элементов, способен превысить 40 000 тонн ежегодно в течение ближайших лет, пока не будет осуществлена глобальная разработка новых месторождений. Одно из таких месторождений США планирует открыть до 2012 года в Калифорнии.
В число редких ископаемых, недостаток которых наиболее сильно скажется на производстве, входит неодим, ключевой компонент в производстве слоев, используемых в создании высокопроизводительных, легких магнитов для электродвигателей гибридных машин, таких как Toyota Prius, Honda Insight и Ford Focus, равно как в производстве генераторов ветряных электростанций.
Схожие по составу тербий и диспрозий в меньших количествах также присутствуют в производстве двигателей. Еще один редкий материал, лантан, является важным компонентом при создании батарей гибридных двигателей.
Тем не менее, на волне разговоров об экологически чистом транспорте и альтернативных источниках энергии, призванных уменьшить зависимость от ископаемого топлива, явившегося причиной изменений климата, ожидается резкий подъем в производстве гибридных автомобилей, равно как и ветряных электростанций.
Концерн Toyota владеет 70 процентами на американском рынке автомобилей, имеющих внутри двигатель внутреннего сгорания вкупе с электромотором. Toyota Prius является номером 1 по количеству продаж в данном секторе.
Джек Лифтон, независимый консультант и эксперт по стратегическим ископаемым назвал автомобиль Toyota Prius «крупнейшим в мире поглотителем редких металлов».
На производство одного электродвигателя Prius уходит 1 кг. Неодима, а на каждую батарею – от 10 до 15 кг. Лантана. Эти цифры скоро возрастут вдвое, принимая во внимание планы концерна Toyota по увеличению экономичности топлива, говорит Лифтон.
Toyota планирует продать 100 000 автомобилей Prius в США в 2009 году и 180 000 в следующем.
В связи с тем, что китайская промышленность начинает потреблять большую часть собственных редких ископаемых, Toyota и другие компании ищут способы сберечь необходимую долю ресурсов для себя.
В прошлом году японские фирмы проявили большой интерес к месторождениям редких металлов, расположенным на северо-западных территориях Канады. Спикер концерна Toyota пока не дает никаких комментариях по данному поводу, однако средства массовой информации и производители сообщают о том, что Toyota ищет возможные источники ресурсов в Канаде и Вьетнаме.